ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ѕерва€ региональна€ конференци€ рекламного бизнеса «–екламна€ индустри€ 2008. “енденции. ѕрогнозы. ѕрактика» (2901)
ќт редактора (2697)
Ќовости кра€: “ќѕ-10 (3195)
«ћ»ѕ»ћ-2008»: ё‘ќ снова доказал свою инвестиционную привлекательность (2820)
ћаксим —ергеев  
—езон открыт (2624)
»рина ћалицка€  
ћода на стратегию (2945)
ћаксим —ергеев  
—аморегулирование – двигаем дальше (3050)
јнастаси€ Ѕлагодарна€  
ƒаром – за амбаром? (3378)
»рина —крынник  
…» вокруг сто работ на тыщу рук (3451)
ќлег ѕавленко  
ѕришел, увидел, захватил?! ѕираты XXI века (3360)
»рина ћалицка€  
—“–ј’ «ј —“–ј’оватьс€ (3485)
јлександр ƒумкин  
Ёнергичный подход (2976)
Ћеонид ћинаев  
Ёкономичное тепло (3263)
»ван Ўереметьев  
ƒоходное место (6156)
ќльга –ум€нцева  
ѕроблемы переработки твердых отходов в ёжном федеральном округе и пути их решени€ (3561)
Ћеонид ¬айсберг, генеральный директор, научный руководитель Ќѕ  «ћеханобр-техника»  
«Ёгопласт»: два повода – одна пресс-конференци€ (3040)
Ќовые технологии в решении дорожных проблем (4709)
јнастаси€ Ѕлагодарна€  
–”сский —“андарт качества (3669)
Ќадежда „епрасова  
Ѕезопасность. Ќадежность.  ачество! (2822)

 

‘инишна€? ѕр€ма€ логистики

є 3 (2008)
 оличество просмотров: 4237
¬ерси€ дл€ печати


ƒогмой строительной индустрии в современном мире «бегущей» экономики становитс€ в первую очередь врем€. ќно диктует свои услови€.  то не успевает опередить конкурента, может надолго отстать, и догнать впереди идущих будет довольно сложно. “акой «марафонский забег» в услови€х строительного бума невозможно выиграть без налаженной логистики.

√рамотно выстроенна€ в этом направлении политика компании зачастую служит одним из главных составл€ющих успеха. ”ровень развити€ современной логистической индустрии далек от идеала, однако все перспективы дл€ того, чтобы догнать общемировой уровень, у  раснодарского кра€ есть.

–азвита€ система железных дорог, за исключением отрезка “уапсе–—очи, достойное качество федеральных трасс €вл€ютс€ безусловным плюсом, однако отсутствие складских помещений, терминалов и логистических центров класса ј до последнего времени было одним из главных сдерживающих факторов дл€ выхода мировых лидеров этой индустрии на рынок юга –оссии.

“ранспорт: бег с преп€тстви€ми

ѕо оценкам некоторых специалистов, транспортные издержки компаний сегодн€ составл€ют 20—25% конечной стоимости товара, тогда как в ≈вропе этот показатель не превышает 8—9%. ¬ысокий уровень издержек вызван неразвитостью транспортной инфраструктуры в –оссии и несовершенной системой тарифного регулировани€. ѕо данным –осбизнесконсалтинга, сегодн€ компании трат€т на перевозки от 90 до 360 тыс. руб. в мес€ц. ≈ще с советских времен главным транспортным узлом южного направлени€ был –остов-на-ƒону, и сегодн€ еще многие крупные компании расценивают его как основной транспортный узел.

ќднако, по последним статистическим данным, –остов стал сдавать свои позиции «транспортных ворот  авказа».

ѕолина  риворучко, директор по маркетингу, начальник отдела маркетинговых исследований и консалтинга ј √ «¬аш —оветникЏ»:

— ѕотенциал нашего кра€ — в его географическом расположении, существующей инфраструктуре морского, железнодорожного транспорта, грузового автотранспорта. ѕредпосылки дл€ становлени€  раснодарского кра€ в качестве логистической разв€зки в ё‘ќ очевидны, это вызвано бурным развитием строительства в регионе, развитием рынков коммерческой недвижимости, ростом объемов грузоперевозок и оборота торговли.

”читыва€ тот факт, что предпри€ти€ строительного комплекса при своей многочисленности разбросаны, а функционирование большинства застройщиков зависит от своевременной доставки заказов на стройплощадку, приоритет, естественно, отдаетс€ самому мобильному транспорту — автомобильному, его дол€ в общем зачете составила за прошедший год более 6 млрд. тонн, или пор€дка 60% объемов грузовых перевозок. ѕервенство автомобилистов во многом обусловлено тем, что на сегодн€шний день в –оссии около 80% производственных и транспортно-распределительных структур, а также большинство населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных. ѕо прот€женности дорог автомобильные выигрывают у железнодорожных путей примерно в 5 раз как в –остовской области, так и в  раснодарском крае. —овокупна€ прот€женность железных дорог –остовской области и  раснодарского кра€ составл€ет 5,5 тыс. км, автомобильных — 21,9 тыс. км.

¬ладимир √рановский, к.т.н., доцент, зав. каф. ќѕ и ƒƒ  √“”:

— ѕоложение кра€ в государственной транспортной системе об€зывает иметь развитую транспортную инфраструктуру, позвол€ющую эффективно управл€ть информационным, материальным и финансовым потоками, способствовать использованию транзитных возможностей территории страны. –ешение этих вопросов невозможно с позиций директивной экономики и требует интегрального логистического подхода с учетом реальных концепций и перспектив развити€ кра€ или города, где идет интенсивна€ точечна€ застройка.

—оответственно распредел€ютс€ и приоритеты компаний по доставке грузов.

¬ св€зи с тем, что автотранспорту нет адекватной замены в перевозках на небольшие и средние рассто€ни€, в транспортном обеспечении строительной индустрии это соответствующим образом отражаетс€ на объемах перевозок грузов и значительно вли€ет на стоимость конечной продукции, котора€ в строительстве достигает до 30%. —уммарно эти издержки с учетом выполнени€ погрузочно-разгрузочных и складских работ составл€ют около 6% в год от ¬¬ѕ страны.

Ќесмотр€ на высокие показатели, производительность грузового автотранспорта –оссии в 2,6 раза ниже по сравнению с дореформенным периодом и в 4 раза ниже, чем в развитых зарубежных странах. Ќа высокий уровень автотранспортных издержек большое вли€ние оказывает низкий технический уровень отечественных автомобилей, высока€ степень их изношенности в эксплуатации, несоответствие структуры парка автомобилей номенклатуре грузов и требовани€м обеспечени€ их сохранности.

»горь  орниенко, начальник службы логистики ќќќ «»нженерно-логистическа€ компани€»:

— »сход€ из опыта, могу сказать, что рынок транспортных услуг имеет две стороны. ќдна — это частники или «брокерские компании», которые, не име€ своего транспорта, выполн€ют функции посредника между заказчиком и частником, имеющим свою транспортную единицу. »х значительным плюсом €вл€етс€ низка€ цена. ƒруга€ сторона — это известные транспортные компании, которые предоставл€ют качественный комплекс логистических услуг, но и цена здесь у них выше. Ѕольшинство таких компаний заинтересованы в работе в регионе, но зачастую не могут функционировать себе в убыток против демпингующих частников и уход€т с рынка.

Ќедостаточна€ развитость логистических систем при перемещении товарных масс другими видами транспорта, участником которых €вл€етс€ автомобильный транспорт, отсутствие эффективных технологий в грузоперерабатывающих узлах и слабое развитие высокомеханизированной терминальной сети — все это существенно повышает стоимость переработки грузов. Ќекоторые дистрибьюторы строительного комплекса задумываютс€ над созданием совместной с логистическими операторами транспортной компании. ƒанный симбиоз помог бы не только сократить процент «порожн€ков» и соответственно снизить издержки обеих сторон, но и существенно сократить врем€ доставки материалов к заказчику. ќднако така€ схема работы требует, помимо финансовых вложений в автопарк и создание минимального штата логистов и экспедиторов, серьезной работы по созданию единого информационного пространства. ¬ случае реализации данного проекта это может послужить ключом к двери аутсорсинга снабжени€ как дл€ дистрибьюторов, так и дл€ логистов.

≈сли обратить взгл€д на европейские страны, перспективы у данного бизнеса довольно внушительны: по некоторым оценкам в экономике —Ўј 55% логистических операций отдано на аутсорсинг, в странах ≈вросоюза эта цифра доходит до 70%.

Ћогистика: марафонский забег

јналитики подтверждают, что склады и логистические парки остаютс€ одним из самых привлекательных дл€ инвестиций сегментов рынка коммерческой недвижимости. »зменени€ в логистике происход€т весьма активно. –Ѕ  прогнозирует рост рынка на 25—50%. ѕо некоторым данным, емкость общероссийского рынка логистических услуг достигает $70 млрд. в год, а его потенциал на перспективу — $120 млрд. ежегодно. ѕричем наиболее динамично развиваютс€ именно простые логистические операции (перевозка и экспедирование грузов всеми видами транспорта). —ложным комплексным проектам (интеграци€ и управление цеп€ми поставок от производител€ к конечному потребителю) наши провайдеры удел€ют значительно меньше внимани€, несмотр€ на то, что такие контракты, суд€ по опыту европейских коллег, более рентабельны. ¬озможно, причины сложившейс€ ситуации — в отсутствии достойного предложени€ складских услуг.

ѕолина  риворучко:

— —троительство крупного логистического центра в  раснодаре €вл€етс€ востребованным на сегодн€шний день и в перспективе. ќтсутствие современного логистического центра €вл€етс€ узким местом инфраструктуры  раснодарского кра€ в целом и краевого центра в частности. ¬ последнее врем€ потребности в транспортных услугах только растут.

ќднако существующа€ инфраструктура уже не в состо€нии обеспечить потребности экономики. «начительна€ часть объектов инфраструктуры выходит из стро€, стала технически непригодной, морально устаревает, растет загруженность дорог краевого центра грузовым автотранспортом.

ƒл€ южного рынка складской недвижимости до последнего времени было характерно: высокий уровень арендных ставок, фактическое отсутствие вакантных качественных площадей, отсутствие складских помещений класса ј и посто€нно увеличивающийс€ разрыв между количеством за€вленных и реализованных проектов.

»нтерес федеральных и зарубежных участников рынка обратилс€ в южную сторону региональных рынков складской недвижимости. “радиционно привлекательным с точки зрени€ большинства инвесторов остаетс€ –остов-на-ƒону, который в силу своего географического расположени€ и транспортных разв€зок имеет значительный потенциал. ¬ ближайшее врем€ здесь ожидаетс€ существенный рост предложений класса ј. ќднако не отстает от столицы ё‘ќ и  раснодар.

¬ладимир —араф€н, генеральный директор транспортно-экспедиционной компании ќќќ «—ј–ј¬“ќ»:

— Ќа сегодн€шний день сфера транспортно-логистических услуг развиваетс€ очень динамично, желающих прийти в этот бизнес довольно много, это отчасти св€зано и предсто€щей ќлимпиадой. Ќо и сегодн€ игроков на этом рынке немало, в основном это представители компаний из центральных регионов и не только. ”дачное расположение кра€, наличие крупных портовых городов обеспечит этому бизнесу светлое будущее.

“олько в начале этого года было за€влено о строительстве на территории кра€ как минимум семи логистических центров, из которых шесть будут находитьс€ на подъезде к городу и один на федеральной трассе вблизи  ореновска.

Ќесмотр€ на то, что подобные проекты требуют серьезных финансовых вложений (объем планируемых инвестиций варьируетс€ от 50 до 218 млн. евро, притом обща€ площадь объектов составл€ет около 100 тыс. кв. м, а срок окупаемости — от 7 до 10 лет), эксперты отмечают довольно высокие перспективы развити€ данного сегменты рынка.

јнна ‘илиппова, пресс-секретарь корпорации «ƒевелопмент-ёг»:

— ”же сейчас город €вл€етс€ мощным транспортным узлом, через который проход€т магистрали в направлении крупнейших южных портов Ќовороссийск, ѕорт- авказ, “уапсе. ѕлюс к этому возрастающий грузопоток в св€зи с предсто€щей ќлимпиадой в —очи, а также строительство новых дорог. Ќемаловажным €вл€етс€ рост развити€ торговой недвижимости. ¬ современных строительных процессах в услови€х рынка резко возрастают совокупные затраты на организацию рыночного участи€ всех игроков. ѕо данным современных аналитиков, наибольша€ дол€ расходов приходитс€ на управление и организацию системы товародвижени€ и в частности на транспортную логистику в пределах 20% от общего объема затрат.

¬ладимир √рановский:

— —оздание логистического центра позволит решать множество проблем на территории транспортного пространства кра€, но при условии, если эта структурна€ единица будет соответствовать цел€м, ради которых предполагаетс€ ее создание. ј дл€ этого работа центра должна иметь хорошо спроектированную структуру и технологии, позвол€ющие ему организовывать эффективное транспортно-логистическое обеспечение товародвижени€ на определенном транспортном пространстве. ≈го транспортно-логистические технологии должны быть интегрированы в логистическую систему страны в целом.

”правление потокопроцессами усложн€етс€ также огромным количеством ассортиментных позиций строительных материалов, комплектующего оборудовани€. »менно в строительной индустрии сильно сказываетс€ отсутствие высококвалифицированных кадров. ¬се это приводит к многочисленным просто€м, срывам сроков исполнени€ заказов, низкому качеству готовых работ. Ќаиболее полное использование ресурсного потенциала строительства невозможно без активного и широкомасштабного применени€ инструментари€ логистики, который эффективен в первую очередь в организационном плане конкретных строительных организаций, инвестиционных проектов и отдельно вз€тых процессов строительного производства. ѕри этом успех логистики в строительстве определ€етс€ не только уровнем оптимизации экономических потоков, но и эффективной организацией управлени€ логистическими издержками.

¬ управлении логистическими издержками строительного производства необходимо учитывать высокий динамизм рыночной конъюнктуры, дефицит платежных средств, жесткую конкуренцию на рынке строительного подр€да — всего, что вли€ет на мобильность и эффективность строительного производства, особенно на себестоимость строительно-монтажных работ. ѕри этом следует принимать в расчет, что более половины затрат в строительстве образуют издержки, св€занные с выполнением логистических операций.

ѕоэтому без активного использовани€ инструментари€ логистики и активизации транспортно-логистических компаний трудно рассчитывать на повышение эффективности строительства.

ѕо оценкам некоторых специалистов, чтобы обеспечить все возрастающие запросы не только строительной индустрии всего кра€, нужно построить еще как минимум п€ть логистических центров. „тобы закрыть направление в сторону Ќовороссийска, необходимо наличие логистического парка в пос. јфипском, а так как всю транспортную схему обеспечить на таком рассто€нии невозможно, следующей узловой станцией должен стать “имашевск. «акрыть направление с другой стороны јнапы поможет “амань, котора€ в свою очередь €вл€етс€ основой дл€ строительства нового терминала на несколько миллионов тонн оборота. Ћ÷ в јрмавире обеспечит направление в сторону  урганинска и √улькевичей. » наконец, самое ответственное в ближайшее 7 лет направление — —очи. Ќа сегодн€шний день попасть в будущую олимпийскую столицу можно только по одной железнодорожной ветке и одной федеральной трассе: строительство новой дороги через ћайкоп сможет дать альтернативу не только транспортным компани€м, но и логистическим операторам, которые могут заново рассмотреть перспективы строительства Ћ÷ в јдыгее.

јнна ‘илиппова:

— –ынок сегодн€ находитс€ на начальной стадии своего развити€.

¬  раснодарском крае существует остра€ нехватка складских помещений. —кладской сегмент в  раснодаре представлен здани€ми советской постройки, которые не отвечают современным требовани€м ни по качеству, ни по площад€м.

Ќеобходимо отметить, что передовые технологии системы логистики в строительной индустрии развиваютс€ крайне медленно относительно других секторов экономики. Ёто вызвано сложностью и многообразием коммерческих св€зей между заказчиками, генподр€дчиками, субподр€дчиками, логистическими провайдерами, проектировщиками, инвесторами.

–асширение международных св€зей  раснодарского кра€, повышение инвестиционной привлекательности, увеличени€ общих экономических показателей, предсто€ща€ ќлимпиада — все это станет мощнейшим толчком повышение грузооборота всех видов транспорта, а выверенна€ политика логистических операторов может только усилить интерес мирового сообщества к югу –оссии.

—уществует мнение

¬ладимир —араф€н:

— “ерминалы, которые планируетс€ построить в ближайшее врем€ в крае, станут тем местом, где будут аккумулироватьс€ многие экспедиторские и складские компании. ¬озможно, они станут перегрузочными центрами на подъезде к городу, однако существует мнение, что это повли€ет на загруженность дорог в самом городе не лучшим образом. Ќа одну разгрузившуюс€ машину вне города придетс€ три и более малогабаритные, которые повезут товар в  раснодар. Ќо конечно, дл€ компаний, которые не имеют в городе складских помещений или везут грузы через  раснодар дальше на юг, такие терминалы в большинстве своем необходимы.


јвтор: »рина ћалицка€