ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

ѕерва€ региональна€ конференци€ рекламного бизнеса «–екламна€ индустри€ 2008. “енденции. ѕрогнозы. ѕрактика» (2933)
ќт редактора (2714)
Ќовости кра€: “ќѕ-10 (3209)
«ћ»ѕ»ћ-2008»: ё‘ќ снова доказал свою инвестиционную привлекательность (2849)
ћаксим —ергеев  
—езон открыт (2642)
»рина ћалицка€  
—аморегулирование – двигаем дальше (3073)
јнастаси€ Ѕлагодарна€  
ƒаром – за амбаром? (3395)
»рина —крынник  
‘инишна€? ѕр€ма€ логистики (4277)
»рина ћалицка€  
…» вокруг сто работ на тыщу рук (3475)
ќлег ѕавленко  
ѕришел, увидел, захватил?! ѕираты XXI века (3404)
»рина ћалицка€  
—“–ј’ «ј —“–ј’оватьс€ (3507)
јлександр ƒумкин  
Ёнергичный подход (2991)
Ћеонид ћинаев  
Ёкономичное тепло (3276)
»ван Ўереметьев  
ƒоходное место (6177)
ќльга –ум€нцева  
ѕроблемы переработки твердых отходов в ёжном федеральном округе и пути их решени€ (3610)
Ћеонид ¬айсберг, генеральный директор, научный руководитель Ќѕ  «ћеханобр-техника»  
«Ёгопласт»: два повода – одна пресс-конференци€ (3095)
Ќовые технологии в решении дорожных проблем (4755)
јнастаси€ Ѕлагодарна€  
–”сский —“андарт качества (3684)
Ќадежда „епрасова  
Ѕезопасность. Ќадежность.  ачество! (2837)

 

ћода на стратегию

є 3 (2008)
 оличество просмотров: 2960
¬ерси€ дл€ печати


—оздаетс€ впечатление, что все — субъекты ‘едерации, отрасли экономики, отдельные предпри€ти€ — занимаютс€ сегодн€ разработкой стратегий своего развити€. ѕохоже, в –оссии наступила мода на слово «стратеги€». „то же кроетс€ в этом пон€тии? „то есть стратегическое планирование — объективна€ необходимость, диктуема€ экономическими и политическими реали€ми, или нечто большее? Ќа эти и на многие другие вопросы корреспонденту «¬ » ответил директор ÷ентра стратегических разработок «—еверо-«апад» ¬ладимир  н€гинин.

’ранить то, что есть, обеспечивать диверсификацию и вкладыватьс€ в будущее

¬ладимир  н€гинин: — —уществует мода на определенные инструменты управлени€. ¬озможно, что и стратеги€ сейчас попала в разр€д таких модных инструментов. Ќет причин ни радоватьс€, ни расстраиватьс€ по этому поводу. Ќужно понимать, что функци€ стратегического планировани€ будет реализовыватьс€ в большей или меньшей степени развернутости.

¬опрос: всегда ли нужны стратегии?  онечно же, нет. ¬сегда ли нужно проводить стратегическую работу? “оже, конечно, нет. ¬о многих случа€х вопрос стратегии часто не €вл€етс€ актуальным. ќн возникает в тот момент, когда мен€етс€ ситуаци€, когда резко возрастает степень неопределенности. » дл€ того чтобы иметь позицию по отношению к себе, к своему будущему, к конкретным событи€м, необходимо видение, выход€щее за пределы текущей ситуации. ≈сли мы выходим на «тихую воду», где степень определенности достаточно высока, € вполне допускаю, что и роль стратегического планировани€ на какой-то период времени может снизитьс€.

— “ем не менее, ваш ÷ентр — автор многих стратегий.  аковы чаще всего ожидани€ регионов, выступающих в роли заказчиков таких документов?

¬. .: — ƒействительно, прошедшие три года стали годами активного развити€ стратегического планировани€ на региональном уровне. ќбъ€снить это можно тем, что у регионов по€вились, пусть еще и небольшие, ресурсы, позвол€ющие оторватьс€ от текущей ситуации. ¬ласти субъектов ‘едерации сегодн€ могут не только «тушить пожары», но и осуществл€ть проектирование, строительство.

ѕервоначально потребность в формировании большей части региональных стратегий была св€зана с по€влением инвестиций и необходимостью принимать решени€, в какие секторы экономики направл€ть их в первую очередь и как дл€ этого использовать ресурсы территории. ќтсюда — большой крен в сторону выбора управленческих инструментов инвестиционного характера: создание индустриальных, технологических парков, а следовательно, проведение работ по оптимизации использовани€ земельных ресурсов, инфраструктурному обустройству и так далее.

ѕримерно год-полтора назад регионы столкнулись с тем, что даже при по€влении денег и наличии свободных территорий, даже при том, что вопросы инфраструктурного обустройства худо-бедно решаютс€, человеческий потенциал оказываетс€ недостаточным. ¬ стратеги€х по€вились существенные разделы, посв€щенные рынку труда, реформе профессионального образовани€, работе с человеческим капиталом.

ƒл€ стратегий, созданных за последние полгода-год, актуально пространственное развитие, поскольку они согласовываютс€ с системой регионального планировани€. ¬ажно определить, через какие точки регионы попадают в глобализующиес€ рынки, как они вступают в глобализацию со своими сосед€ми, каковы их преимущества по сравнению с другими субъектами –оссийской ‘едерации и зарубежь€ в той или иной де€тельности.

ѕоследние полгода-год мы все чаще участвуем в разработке инновационных стратегий развити€ регионов. “акие стратегии не замен€ют собственно стратегию социально-экономического развити€, они, скорее, дополн€ют ее, €вл€€сь дл€ регионов инструментом работы с будущим.

Ќа мой взгл€д, вс€ка€ стратеги€ устойчивого развити€ предполагает три вещи: хранить то, что есть, обеспечивать диверсификацию и вкладыватьс€ в будущее. ¬ложени€ в будущее, может быть, непосредственно сейчас и не окуп€тс€, но дл€ того, чтобы это будущее реализовалось, требуютс€ инвестиции.

— ѕолагаете, в регионах не знают о проблемах, обозначаемых вами?

¬. .: — “е, кто живет в регионе, всегда лучше знают ситуацию, чем любой внешний аналитик. ‘ункци€ внешнего аналитика — в восстановлении рыночной рамки. ≈го приход позвол€ет видеть общую ситуацию на рынке и, исход€ из этого, прогнозировать развитие локальных территорий.

¬тора€ цель аналитика — привнесение опыта. ÷ентр «—еверо-«апад» работает сейчас примерно в трети регионов –оссийской ‘едерации. Ќаша работа позвол€ет видеть новые решени€, которые не всегда доступны на местах.

» третье — привлечение инвесторов. ≈сли мы считаем, что тот или иной сектор €вл€етс€ стратегическим в экономике региона, что он нуждаетс€ в инвестици€х, и если мы видим внешних игроков, которые могут быть стейк-холдерами регионального развити€, то стремимс€ привлечь их.

“ак было, например, при работе над проектами —тратегий развити€ јрхангельской и ¬оронежской областей. ÷ентр взаимодействует с р€дом социальных институтов, в частности со ¬семирным банком.

»нвестиционный потенциал регионов ё‘ќ различен

— Ќасколько специфичны, по вашей оценке, проблемы регионов ё‘ќ?

¬. .: — ¬ предыдущие дес€тилети€ в наибольшей степени развивались северо-запад и центр страны: во многом это обусловлено их производственной специализацией.  лючевым торговым партнером –оссии €вл€етс€ ≈вропейский союз, что отражаетс€ на распределении грузопотока и объеме экономических св€зей, которые в наибольшей степени локализованы в балтийском векторе. ѕримерно 46% внешнеторговых грузов –оссии идет через Ѕалтийское море и северные порты. ёг находилс€ в менее выигрышной ситуации: производственна€ специализаци€ его территорий была иной, и обеспечены они были иными ресурсами. “орговые партнеры юга были объективно слабее. ѕоток грузов, проходивших через украинские порты ———–, не мог быть в полном объеме переориентирован на порты юга –оссии.

—егодн€ ситуаци€ мен€етс€. ¬о-первых, формируетс€ достаточно эффективный агропромышленный кластер, центрами которого станов€тс€  раснодарский край и –остовска€ область. «она вли€ни€ кластера выходит за пределы ёжного федерального округа и охватывает по крайней мере часть ÷ентрально-„ерноземного района. «начение агропромышленного кластера и его экспортна€ ориентаци€ будут расти… ёг перспективен с точки зрени€ инвестиций, однако, если рассматривать среднесрочную перспективу, становитс€ очевидно, что инвестиционный потенциал регионов ё‘ќ различен. јстрахань — это центр –оссии на  аспии. ѕри росте  азахстана, јзербайджана и »рана, при росте нефтегазодобычи на шельфе  аспийского мор€ будет расти роль јстрахани и как транспортного узла, и как точки сервисно-технологического обеспечени€ этого сектора. “акже рост  аспийского региона в целом дает области хороший потенциал развити€ нефтегазохимии. » –оссии нужно вкладыватьс€ в свой главный город на  аспии, чтобы удерживать вли€ние в регионе.

ƒл€  раснодарского кра€ самый известный и обеспечивающий приток централизованных федеральных инвестиций проект — сочинска€ ќлимпиада–2014. Ёто модернизаци€ инфраструктуры, подстегивание как собственно сектора строительства, индустрии стройматериалов, энергетики и транспорта, так и расширение международных св€зей. √ипотетически после выхода из проекта мы можем иметь модернизированный туристический кластер.

Ќо надо понимать, что кроме «—очи–2014» есть не менее важные проекты в агросекторе и транспорте:  раснодарский порт — центральный порт –оссии на юге, и в этой функции он будет дальше развиватьс€. »звестно, что там, где идет портовое развитие, развиваетс€ и индустриальна€ тылова€ зона портов.

ќчень важный дл€ оценки потенциала развити€ вопрос — о человеческом капитале. –ынок создает возможности, но есть ли адекватный ответ этому рынку с точки зрени€ кадров, желани€ людей работать, их квалификации? “аким образом, решение вопроса о человеческом капитале, всего, что св€зано с системой расселени€, профессиональным образованием, системой здравоохранени€, автоматически попадает в разр€д стратегических задач. Ќапример, обсуждение ситуации по —очи, св€занной с инвестици€ми в инженерные инфраструктуры, в строительство зданий, сооружений и объектов, заслон€ет задачу номер один — задачу обеспечени€ этих объектов кадрами, способными работать на современном уровне…

—  аким вам видитс€ развитие республик —еверного  авказа? ќфициальные власти настаивают, что этот регион уже нельз€ рассматривать как «взрывоопасный», как «черную дыру». –аздел€ете ли вы такой оптимизм?

¬. .: — ќчевидно, за этими утверждени€ми есть сво€ правда. ¬ целом пон€тно, что экономическое развитие, которое пусть медленно, но идет, будет приводить к снижению напр€женности в р€де вопросов. Ќужно учитывать и экономическое развитие ÷ентральной –оссии. ќдно дело — выстраивать отношени€ к слабому, страдающему от экономической немощи региону. ƒругое дело — выстраивать отношени€ с ‘едеральным центром, когда ситуаци€ благопри€тна экономически. ѕравда, справедливости ради надо сказать, что экономический рост часто приводит и к по€влению других проблем. Ќапример, к территориальной диспропорции, к кросс-культурному взаимодействию.

—  ак вы считаете, готовы ли руководители северокавказских регионов разговаривать с инвесторами на одном €зыке?

¬. .: — —итуаци€ различаетс€ по секторам экономики. »нвестиционна€ готовность энергетического и гидроэнергетического секторов высока. ѕолагаю, что начинает мен€тьс€ в позитивную сторону и ситуаци€ в туризме. √ипотетически в долгосрочной перспективе будет благопри€тна€ ситуаци€ в сельском хоз€йстве. Ќо € бы пока не переоценивал инвестиционную готовность регионов —еверного  авказа: вопросы безопасности, вопросы качества управлени€, вопросы коррупции из разр€да политических переход€т в разр€д экономических. » дальше это уже не дело отдельных плохих чиновников, а вопрос конкурентной способности региона.

¬опрос номер один дл€ –оссии — способность конкурировать

— ≈сть регионы, руководители которых жалуютс€ на то, что к ним не идут инвесторы. ¬ы можете им доходчиво объ€снить, почему так происходит? » почему так происходить не должно?

¬. .: —  ажда€ территори€ обладает своими геоэкономическими преимуществами, и в р€де случаев можно пон€ть руководителей регионов, потому что особых геоэкономических преимуществ у их территорий нет. ¬семирный Ѕанк подготовил прогноз, согласно которому в мире будут расти все портовые зоны. “о есть все города-порты в долгосрочной перспективе будут чувствовать себ€ гораздо лучше чем, например, территории, наход€щиес€ в глубине.

»звестна ситуаци€, например, с горными территори€ми. ¬о всем мире горные районы, за исключением јльп, где построено почти 20 000 подъемников на горно-лыжных спусках, рассматриваютс€ как зоны депрессивного развити€. Ѕолее того, в начале 2000-х ќќЌ даже объ€вл€ла √од гор. Ѕыла реализована специальна€ программа, направленна€ на развитие горных территорий, традиционно страдающих от недостаточного притока инвестиций.

ѕоэтому, с одной стороны, жалобы объективны и оправданны. — другой — инвестиции всегда развиваютс€ волнообразно, они сначала приход€т в центр, а потом уже растекаютс€, разбегаютс€, как волна от камн€, брошенного в воду. «десь, конечно же, всегда существует разрыв в инвестиционном цикле. ≈сть пионеры, а есть отстающие. ≈сть центр, а есть перифери€. Ёто надо понимать и объективно оценивать. “ретий вопрос — к качеству управлени€, к прозрачности, к коррупции, к безопасности. ≈сли эти вопросы не решены, трудно ждать инвестиций.

— ѕродолжаетс€ работа над  онцепцией долгосрочного развити€ –оссийской ‘едерации в целом. ѕод какие цели и задачи она «заточена»?

¬. .: — я знаком с одним из вариантов  онцепции. ќна еще не завершена, не €вл€етс€ законченным документом. я бы не рассматривал цель  онцепции как формирование «новой –оссийской империи».  онцепци€ ставит целью превратить –оссию в конкурентоспособное государство. ¬ отличие от планов и стратегий других европейских государств, –осси€ сталкиваетс€ с более сложной системой вызовов и решений. Ѕольшинство европейских государств сегодн€ входит в ≈вропейский —оюз, и их пространство дл€ стратегического маневра ограничено. „асть работы по стратегическому планированию делегирована общееэсовским институтам.

— одной стороны, тот факт, что –осси€ не входит ни в какие союзы с жесткими ограничени€ми, можно расценивать как позитивный. Ќаше государство обладает большей свободой выбора и маневра. — другой стороны, велика ответственность за судьбу страны. ѕри этом страховки в случае, если поставленные цели и задачи не будут достигнуты или, например, если в ходе реализации стратегии какой-либо из потенциально существующих рисков актуализируетс€, минимальны.

¬опрос номер один дл€ страны — это способность конкурировать. Ќа какой базе будет достигнута эта способность?.. ќбратна€ сторона ответа на этот вопрос заключаетс€ в том, что –оссии пора конкурировать за счет человеческого капитала, а не только за счет обладани€ естественными природными ресурсами. ¬ стране продолжаетс€ сокращение количества трудоспособного населени€. ¬ отличие от начала ’’ века, мы потихоньку приближаемс€ к осознанию исключительной ценности и важности любой жизни дл€ общества и дл€ государства, приближаемс€ к пониманию, что инвестиции в развитие интеллектуальных сил и способностей человека — это самое оправданное вложение в нынешней ситуации. ≈сли страна не будет развиватьс€ по инновационному сценарию, а переход к инновационному сценарию очень т€жел, то нет никаких гарантий, что мы сохраним конкурентную способность в долгосрочной перспективе.

—правка «¬естника»

÷ентр стратегических разработок «—еверо-«апад» — независимый общественный институт. —пециализируетс€ на стратегических исследовани€х и выработке экспертных рекомендаций по широкому кругу социально-экономических вопросов. Ѕыл учрежден в —анкт-ѕетербурге в 2000 г. с целью содействи€ развитию северо-западных субъектов –‘ и обеспечени€ стратегических преимуществ этого макрорегиона в системе российского и мирового хоз€йства.

¬последствии географи€ проектов ÷ентра вышла далеко за пределы северо-запада страны. ¬ насто€щее врем€ он имеет опыт исследовательской и консультационной работы более чем в 20 регионах –‘. ѕартнерами ÷ентра €вл€ютс€ федеральные министерства и ведомства, региональные и муниципальные органы власти, общественные и научные организации, бизнес-структуры.


јвтор: ћаксим —ергеев