ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

¬асилий √олубев, губернатор –остовской области: Ђѕри реализации инвестиционных проектов мы отдаем предпочтение региональному бизнесуї (2404)
20 крупнейших застройщиков жиль€ –еспублики Ѕеларусь (3593)
»нвесторы про€вл€ют осторожность
¬алерий Ўайтар  
60 крупнейших застройщиков жиль€ –оссии (8605)
¬ 2011 г. федеральные девелоперы увеличили объемы ввода жиль€ за пределами ћосквы за счет проектов комплексной застройки, начатых до кризиса
»рина ћакарова  
20 крупнейших застройщиков жиль€ –еспублики  азахстан (14948)
¬ласти  азахстана поддержали в кризис рынок жиль€, вз€в под крыло токсичный недострой
“ать€на Ўумлина  

 

¬иктор ’ристенко, председатель  оллегии ≈вразийской экономической комиссии: Ђћы хотим создать новое по качеству интеграционное экономическое объединениеї

є 7 (2012)
 оличество просмотров: 1808
¬ерси€ дл€ печати


ѕрезиденты –оссии, Ѕеларуси и  азахстана намерены не позднее 2015 года выйти на подписание всеобъемлющего договора о ≈вразийском экономическом союзе.   этому времени необходимо завершить кодификацию нормативно-правовой базы “аможенного союза и ≈диного экономического пространства, перевести в практическую плоскость все существующие между странами соглашени€ в сферах финансов, промышленности, энергетики, транспорта, јѕ . ¬ результате бизнес должен получить единый рынок в 165 млн потребителей с унифицированным законодательством, свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

–егионализаци€ как единственный ответ кризису глобализации

ƒес€того окт€бр€ 2000 года был подписан ƒоговор об учреждении ≈вразийского экономического сообщества (≈врјзЁ—) в статусе международной организации. ќна зан€лась реализацией задач по формированию “аможенного союза и ≈диного экономического пространства (≈Ёѕ). »нтерес со стороны стран —Ќ√ был очевиден. ќн вылилс€ в создание группы высокого уровн€ из вице-премьеров, котора€ начала работать над пакетом по созданию ≈Ёѕ на четверых: ”краина,  азахстан, Ѕеларусь и –осси€. Ќесмотр€ на то что впоследствии ”краина вышла из этого процесса, был создан серьезный задел, и три оставшихс€ участника прин€ли решение двигатьс€ дальше. ¬ 2006 году ћежгосударственный совет ≈врјзЁ— прин€л ключевое решение о создании “аможенного союза в составе трех государств, готовых к этому, — Ѕеларуси, –оссии и  азахстана. ј дальше наступил глобальный экономический кризис. » мы подошли к принципиальной развилке: либо позволить экономикам наших стран продолжать колебатьс€ по отдельности вместе с колебани€ми мировой экономики, либо в ускоренном режиме двигатьс€ в сторону углублени€ интеграции, способной сделать нас устойчивее.

ћы выбрали второй путь, и это не случайно: регионализаци€ во всем мире стала единственным ответом кризису глобализации. ¬ результате за последние четыре года произошел качественный сдвиг — заработал “аможенный союз –оссии, Ѕеларуси и  азахстана. Ќа территории трех стран примен€ютс€ нормы единого “аможенного кодекса, действуют ≈диный таможенный тариф, едина€ система внешнеторгового и таможенного регулировани€, единое правовое поле в области технического регулировани€. » уже видны конкретные результаты.

≈Ё  — беспрецедентна€ структура на постсоветском пространстве

— 1 €нвар€ 2012 года мы приступили к следующему этапу — формированию ≈диного экономического пространства. ѕрезиденты –оссии, Ѕеларуси и  азахстана подтвердили задачу не позднее 2015 года выйти на подписание всеобъемлющего договора о ≈вразийском экономическом союзе.

”же начата работа по реорганизации ≈врјзЁ—. ѕредстоит не просто устранить дублирование структур и институтов, но наполнить их новым содержанием.

Ќа наднациональный уровень поэтапно передаютс€ новые полномочи€. —оздана ≈вразийска€ экономическа€ комисси€ (≈Ё ), котора€ будет самосто€тельно принимать решени€ как профессиональный орган. –абочим органом ≈Ё  становитс€  оллеги€, куда стороны делегировали своих представителей — министров по важнейшим направлени€м сотрудничества. ≈Ё  — перва€ беспрецедентна€ структура на постсоветском пространстве и по объему полномочий, и по заданным темпам работы. ѕо сути, нам предстоит пройти путь коллег из ≈вросоюза в разы быстрее.  оллеги€ приступила к работе с 1 феврал€ 2012 года, заседани€ проход€т в еженедельном режиме. ¬ ближайшие несколько лет мы хотим создать новое по качеству интеграционное экономическое объединение.   2015 году необходимо завершить кодификацию нормативно-правовой базы “аможенного союза и ≈диного экономического пространства.  одификаци€ не означает, что ранее достигнутые договоренности пересматриваютс€. Ќапротив, они приобретают систематизированный вид, привод€тс€ к общему знаменателю. Ќа основе кодификации мы рассчитываем выйти на подписание всеобъемлющего договора о ≈вразийском экономическом союзе. ¬ эти же сроки предстоит перевести в практическую плоскость все существующие между странами соглашени€ в макроэкономике и финансах, транспорте и энергетике, торговле и инвестици€х, промышленном и агропромышленном комплексах. Ёто означает, что в их развитие должно быть прин€то несколько дес€тков документов, в том числе пр€мого действи€.

 оммуникативна€ площадка взаимодействи€ с бизнесом

¬ результате бизнес получит единый рынок в 165 млн потребителей с унифицированным законодательством, свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. –ынок, гармонизированный с точки зрени€ макроэкономической политики, правил конкуренции, системы технического регулировани€, транспорта, тарифов естественных монополий, сельскохоз€йственных и промышленных субсидий. Ѕизнесу в рамках ≈Ёѕ предоставл€етс€ национальный режим, то есть одинаковые правила независимо от того, €вл€етс€ ли компани€ российской, белорусской или казахстанской.

Ёффективность прин€тых ≈Ё  решений дл€ развити€ бизнеса трех стран мы считаем важнейшей задачей и критерием нашей работы. ¬ цел€х обеспечени€ эффективного процесса выработки решений создана перва€ очередь консультативных органов комиссии: консультативные комитеты по торговле, техническому регулированию, налоговой политике. ќни уже ведут активную работу. «авершаетс€ работа над формированием  онсультативного совета — коммуникативной площадки взаимодействи€ с бизнесом, на которой мы сможем в открытом формате синхронизировать действи€ и актуализировать проблемы дл€ оперативной выработки адекватных решений.

¬ рамках —овета планируетс€ создать секции по направлени€м: общие вопросы интеграции, таможенно-тарифное и техническое регулирование, торгова€ и инвестиционна€ политика, сельское хоз€йство, финансово-кредитна€ и транспортна€ политика, регулирование рынков труда и другие. ”верен, развитие “аможенного союза и ≈диного экономического пространства будет св€зано с большим количеством интересных дл€ бизнеса проектов.

Ќе создавать «территории за забором»

ћы не собираемс€ замыкатьс€ на решении исключительно внутренних вопросов.  омисси€ настроена на активные контакты в формате —Ќ√ и с другими международными организаци€ми, в которых наши члены не €вл€ютс€ участниками. Ќам важно, чтобы наше объединение активно участвовало в формировании международной экономической повестки дн€. Ќе надо создавать «территории за забором». Ќаоборот, цель — сделать за счет интеграции наши страны сильнее и обеспечить их выступление за пределами регионального пространства. ѕри этом свободное движение товаров, конечно, важно. Ќо еще важнее движение капиталов и инвестиционна€ устойчивость новых проектов в разных отрасл€х: химии, автопроме, энергетике, металлургии, фармацевтике и т.д., которые могут выступать со своим продуктом на мировом рынке. √лобальный кризис показал, что ни европейские экономики, ни экономики стран ≈вразии по отдельности не имеют достаточного запаса прочности. ¬ последние годы мы видели примеры, когда некоторые государства активно стремились вступить в ≈— в расчете прежде всего на ответную финансовую подпитку. —егодн€ мы видим, что така€ постановка вопроса больше не актуальна. “енденци€ к деиндустриализации, присуща€ ≈вропе в последние дес€тилети€, создает дополнительные риски, снижает устойчивость ее экономики. Ёто ставит на повестку дн€ ≈вросоюза вопрос стимулировани€ новой волны экономического роста, индустриализации европейского континента. » в этой работе страны “аможенного союза и ≈вропа — естественные партнеры, органично дополн€ющие друг друга. ћы стремимс€ к тому, чтобы у нас с ≈вросоюзом было общее экономическое пространство, основанное на гармонизированной нормативно-правовой базе. ƒвусторонние отношени€ с ≈— при этом также впредь будут строитьс€ с учетом интеграционных процессов. Ќапример, сегодн€ в активной фазе наход€тс€ переговоры между –оссией и ≈— по новому —оглашению о партнерстве и сотрудничестве в ≈вропе (одним из базовых условий было завершение переговорного процесса по вступлению –оссии в ¬“ќ). ћы понимаем, что в том числе и эта работа не обойдетс€ без учета развити€ “аможенного союза и ≈Ёѕ. ѕросто потому, что отдельное государство (в данном случае –осси€) уже не покрывает самосто€тельно все направлени€ регулировани€ внешнеэкономической де€тельности, св€занные с реализацией такого соглашени€. Ѕольшой пласт полномочий уже передан на уровень ≈Ё . » этот процесс продолжаетс€. ≈вросоюз дл€ нас — не только естественный партнер, но и источник полезного опыта. —овременные проблемы ≈— — это следствие. ј причина такова: в логике евроинтеграции в какой-то момент произошел переворот от экономической к политической мотивации. “ем не менее мы уверены, что у ≈— как у интеграционного проекта большое будущее. —егодн€ наши европейские коллеги, сосредоточившись на решении своих внутренних проблем, делают все возможное, чтобы пройти нынешний т€желый период без радикальных последствий. ќтсюда вытекает несколько важных дл€ нас уроков на будущее. ѕервое: расширение интеграционного объединени€ должно базироватьс€ прежде всего на прагматических, а не на эмоционально-политических интересах. ¬торое: даже во врем€ кризиса европейцы ищут выход из него путем усилени€ интеграции, а не отказа от нее.

—правка

≈вропейский союз — основной торгово-экономический партнер стран “аможенного союза — это 55,5% экспорта и 44% импорта. ¬ свою очередь дл€ ≈вросоюза “аможенный союз — третий торговый партнер (11% объема внешней торговли) после —Ўј (13,8%) и  ита€ (13,3%).

ѕо объему продаж товаров на рынке ≈вросоюза “аможенный союз, дол€ которого составл€ет 13,8% общего объема импорта стран ≈—, занимает второе место после  ита€ (17,3%), опережа€ —Ўј (10,9%). ƒол€ “аможенного союза в экспорте ≈— — 7,9% (третье место после —Ўј (17%) и  ита€ (8,9%).

ќбъем взаимной торговли государств-членов “аможенного союза составил в 2011 году$62,3 млрд. ѕо сравнению с 2010 годом он увеличилс€ на 35,9%.

“емп роста взаимной торговли — почти на 3% выше, чем темп роста внешней торговли государств-членов “аможенного союза с третьими странами за тот же период. “оварна€ структура взаимной торговли более эффективна, чем товарна€ структура внешней торговли с третьими странами. Ѕольшую долю занимает продукци€ с высокой степенью переработки. “ак, если во внешней торговле на минеральные продукты приходитс€ 72,6% экспорта, то во взаимной торговле — только 41,1%.

ћатериал подготовлен на основе выступлени€ ¬иктора ’ристенко на ћеждународном экономическом форуме государств-участников —Ќ√.