ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

Ќам—50! (1935)
ѕерезагрузка по-европейски (1466)
Ќесколько мес€цев подготовки ради нескольких часов переговоров
Ќикита Ћогвинов  
ѕ€ть «»» ¬асили€ √олубева (1767)
»нвестиции, инфраструктура, инновации, институты, инициатива — приоритеты нового губернатора ƒона
Ќикита Ћогвинов  
јлександр ѕершин: «ƒл€ перехода —–ќ на новый перечень работ потребуетс€ от 3 до 8 мес€цев» (2275)
Ћокомотив дл€ экономики (1554)
ћодернизаци€ железнодорожной инфраструктуры необходима дл€ поддержани€ российской промышленности
≈лена Ѕакеева  
—аморегулирование допустило фальстарт (1667)
Ќовый приказ с сокращенным перечнем работ, требующих допуска, не стал компромиссным решением дл€ членов —–ќ, но исполн€ть его придетс€
√алина Ўувалова, ќльга Ѕершанска€  
ѕолвека в строительной отрасли (1525)
ќќќ «–ѕ —троймеханизаци€-ћј» отмечает 50-летний юбилей
»потека под козырек (2638)
Ќаибольшие объемы средств по военной ипотеке в 2010 г. будут направлены на вторичный рынок
≈вгений ћилославский  
«акон вынужденного компромисса (1619)
ѕоправки к ‘«-214 поставили запрет на «недолевые» схемы привлечени€ средств, но см€гчили требовани€ к застройщикам
√ригорий ƒончевский: «ћы рассчитываем привлечь в √уково и «верево более 100 млрд рублей инвестиций» (3122)
∆илищный вопрос решаем (1620)
¬ шахтерских территори€х в 2010 г. намерены ввести в эксплуатацию около 125 тыс. кв. метров жиль€
≈вгений ћилославский  
ћалоэтажному строительству — ƒј! (2638)
–айон  аменки прирастает новым комфортным жильем
«√ор€чие точки» стройиндустрии  убани (2146)
¬  раснодарском крае вырос спрос на цемент и нерудные стройматериалы
ќльга Ѕершанска€  
«арплатные ожидани€-2010 (1674)
ѕредставительство кадрового агентства HeadHunter в ё‘ќ по просьбе «¬естника» исследовало уровень заработной платы в строительной отрасли ёга –оссии
 ак поймать крупную рыбу в —ети (2397)
«¬естник» представл€ет обзор сайтов, посв€щенных госзаказу
Ќовости снабжени€ (1496)
¬з€ть клиента в союзники (1569)
“акое решение прин€ла компани€ «Ћогистик», осваива€ новое направление
ѕросто выбирать — просто строить! (1679)
—ери€ ISOVER  аркас
≈вгени€ »влиева, руководитель направлени€ « аркасные здани€», компани€ ISOVER  
Ќе зависеть от погоды (1932)
ёг –оссии готовитс€ к новому отопительному сезону
“рудности решаемы (1554)
ќќќ «√ранит-ћ» — одна из ведущих организаций в —альске по капремонту жилых домов

 

¬асильевский остров

є 4 (2010)
 оличество просмотров: 1526
¬ерси€ дл€ печати


¬ недолгой истории –остова было целое созвездие прекрасных зодчих, оставивших по себе «песнь, заключенную в камне» на улицах любимого города. Ѕыли блистательный јлександр ѕомеранцев, восхитительный Ќиколай —околов, строгий ћариан ѕерет€ткович, тонкий јлександр ященко, чудесный Ћеонид Ёберг и могучий ян –ебайн. Ќо практически все они творили в то врем€, когда над городом на ƒону зажглась звезда √ригори€ ¬асильева — главного ростовского архитектора в период расцвета городского зодчества, одарившего донскую столицу россыпью необычных храмов и сетью непохожих друг на друга особн€ков, которые до сих пор радуют глаз придирчивых ростовцев.

ѕостроивший тыс€чи прекрасных квадратных метров, зодчий сам всю жизнь прожил на съемных квартирах. √лавным образом в трехэтажном доходном доме на углу ѕушкинской и ћалого проспекта (ныне улица „ехова), принадлежащего ’айе √ринштейн (здание сохранилось и сегодн€). „опорна€ домовладелица заодно не чуралась и торговли — на первом этаже дома была бакалейна€ лавка, а жильцы заходили к себе как через парадную лестницу, так и через двор наверх, по металлической винтовой.

ћесто рождени€ √ригори€ ¬асильева неизвестно. »стори€ сохранила лишь его дату — 1868 год. Ќадо полагать, таланта парень был изр€дного, да и определенными св€з€ми располагал, раз поступил в »мператорскую академию художеств в столице. ¬ учебе также был не из последних — в 1897 году отмечен большой серебр€ной медалью от ћосковского художественного общества за проект оперного театра. —оздать проект обители муз — дело не из легких, тем более придирчивые старшие коллеги, современники строительства самых выдающихс€ оперных театров мира, знали толк в из€щных ремеслах.

ѕочему после окончани€ академии ¬асильев выбрал именно захолустный на тот момент –остов, трудно сказать. ¬озможно, привлекало именно безбрежное поле де€тельности — провинциальный город только-только обретал очертани€ серьезного торгового центра. Ѕизнес в нем крепчал год от года, и богатеющее купечество нуждалось в кичливых проектах, которые и мог реализовать на месте молодой мастер. ¬ столицах талантливого парн€ бы затерли и слопали без соли и перца.

«а те три года, что ¬асильев провел здесь в качестве частнопрактикующего столичного архитектора, молодой зодчий успел зарекомендовать себ€ зрелым мастером и не посрамить серебр€ной медали. »з известных и сохранившихс€ его «стажерских» построек сегодн€ в –остове радует глаз особн€к купчихи ѕрасковьи ћассалитиной на углу Ѕольшой —адовой и  ировского (ныне кондитерска€).

Ќовичка отметили и приветили.  ак раз в это врем€ городска€ дума рассматривала положение «ќ городском архитекторе», где обозначались его функции. √лавный зодчий –остова и его помощник приглашались «дл€ службы при городской управе и не имели права заниматьс€ какими-либо частными работами». јрхитектор должен был рассматривать проекты частных построек, представл€емых в городскую управу на утверждение в техническом отношении и соответствие действующим строительным требовани€м. ќн также лично составл€л сметы и проекты дл€ построек, возводимых за счет управы, и надзирал за ремонтом городских и нанимаемых управой помещений.

ѕри этом дума предлагала вознаграждение своему главному зодчему из расчета 2% от стоимости работ по строительству до 100 тыс. рублей, 1,5% — от стоимости свыше 200 тыс. рублей.

”влечь чиновничьей должностью уже знаменитого в обеих столицах ѕомеранцева не удалось: тот на частных заказах зарабатывал в разы больше. «ато под рукой оказалс€ стремительно набирающий попул€рности ¬асильев. ƒостигший возраста ’риста, зодчий не стал долго думать и подписал контракт.

«аказы повалили сразу. ѕервым пришел благообразный старообр€дец из “отьмы негоциант Ќиколай “окарев, владелец «“оварищества спирто-ректификационного спиртоочистительного и водочного заводов Ќ. ». “окарева», выпускавшего около трети всей винно-водочной продукции в городе.  упчина, разбогатевший на зеленом змии, желал несколько загладить впечатление о себе на —трашном суде и подарить городу (состо€л гласным городской думы) что-нибудь эдакое.  акое именно, он еще не представл€л. ѕосидели вдвоем, представили. ¬ышла Ўкола домоводства и кулинарии. –азместить ее думец хотел тут же, по соседству с √ородским домом, чтобы на старости лет далеко не бегать на попечительство.

јккуратненький особн€чок в древнерусском стиле с петушком на шпиле вырос р€дом, на углу Ќиколаевского переулка и ƒумского проезда. —егодн€ он ничуть не портит ансамбл€ ростовской мэрии, украша€ ее со стороны парка √орького оригинальными шатровыми мотивами.

—ледом за ним почти сразу по заказу думы ¬асильев вз€лс€ проектировать первый корпус здани€ среднего технического училища на —кобелевской улице (ныне –адиотехнический колледж на  расноармейской), который вместе со вторым корпусом строилс€ с 1901-го по 1912 год.

— этим проектом св€зан целый этап творческой де€тельности архитектора ¬асильева в –остове. “ак называемый «образовательный». «одчий успел построить в городе на ƒону сразу несколько образовательных учреждений, ни одно из которых не похоже друг на друга. ¬ частности, в 1908 году были возведены на Ќовобазарной площади два корпуса женского ремесленного училища (ныне — улица —околова). „ерез несколько лет по его проекту на углу Ѕольшой —адовой и “качевского переулка выросло циклопическое п€тиэтажное здание доходного дома лесопромышленника √ригори€  истова, который мы и сегодн€ знаем и любим в качестве главного корпуса ёжного федерального университета.

ѕрактически параллельно ему, по духовному завещанию купца ≈лпидифора ѕарамонова, на ѕушкинской, р€дом с одним из парамоновских особн€ков (ныне — библиотека ё‘”), на средства покойного пароходчика и шахтовладельца начало возводитьс€ двухэтажное здание городского училища. ¬ 1914 году проект фасада училища был опубликован в питерском журнале ««одчий» как эталон учебного заведени€ в стиле модерн. —егодн€ в «модерновом училище» квартируют старшие брать€ дореволюционных школ€ров — ёжный филиал –оссийской академии наук.

—ледует заметить, что в творческой судьбе архитектора ¬асильева был еще один важный этап — так называемый «благочестивый». «одчий построил на территории донского и кубанского войск целый рад замечательных храмов, не тронутых бомбами немцев и фанатизмом большевиков.  аждый из них — своего рода шедевр «степного классицизма».

≈му принадлежат действующие и поныне —ретенска€ церковь в станице јлександровской (сегодн€ ѕролетарский район –остова, по его же рисункам там выполнен и иконостас) и четырехъ€русна€ уникальна€ колокольн€ ѕреображенского храма в хуторе ќбуховском, построенные в 1911 году. ¬ознесенска€ церковь на Ѕратском кладбище и п€тиглавый храм в станице Ўкуринской на  убани — в 1913 году. ”спенска€ церковь в хуторе Ќедвиговском (1914 год), храм »оанна ѕредтечи в «атемерницком поселении –остова и п€тиглава€ церковь —в€той “роицы в ¬ерхне-√ниловской станице.

 ак главный архитектор в 1909 году он надзирал и помогал в строительстве греческой Ѕлаговещенской церкви в “качевском переулке (на ее месте сегодн€ “еатр кукол), построенной на средства местных греческих купцов-пароходчиков, и мусульманской мечети на —кобелевской улице (сейчас на ее месте воинска€ часть).

ѕотребность в зодчестве закончилась с развалом страны. ¬ моду вошли тенденции разрушени€ старого мира, а не созидани€ нового облика. ¬ сент€бре 1917 года √ригорий ¬асильев вынужден был покинуть никому уже не нужный пост главного строител€ –остова.

√ражданскую войну пережил в ставшем ему родным городе, с болью вгл€дыва€сь в то, как различные власти с упоением крушили из артиллерии созданные его руками и головой шедевры. Ѕольшевики его не тронули. Ѕолее того, с приходом ЌЁѕа потребность в строительстве возобновилась. ѕон€тное дело, с новым идейным уклоном. “еперь ¬асильев строил не особн€ки и храмы, а кричаще-политические домины, в которых не было места дл€ виньеток, эркеров, барельефов и из€щных статуй. «одчего в 1924 году определили на ерундовую должность при управлении ƒонского окружного инженера. ѕри этом после долгих совещаний с ќ√ѕ” и партийными органами в 1925 году сочли гордость ростовской архитектуры недостаточно политически пригодным дл€ строительства ƒворца труда, эскизы которого он представил на утверждение. Ёскизы забросили на полку и стали провер€ть его на предмет контактов с оппозицией, к которой тот не имел ни малейшего отношени€. ѕросто за отсутствием вс€кого интереса к этой стороне жизни. ѕроверка все же закончилась безрезультатно, и скреп€ сердце ответственные товарищи доверили-таки «подозрительному элементу» через год проектирование и строительство п€тиэтажного жилого дома по соседству с конторой √осударственного банка по Ѕольшой —адовой, в одночасье ставшей улицей гуру мирового пролетариата ‘ридриха Ёнгельса (сегодн€ в красивом, необычном здании с высокой аркой расположены р€д магазинов, посто€нно мен€ющих своих владельцев, которые пон€ти€ не имеют, кому об€заны своей арендной площадью).

¬ подобной атмосфере нормальна€ работа была невозможна. Ѕывший главный строитель –остова просто перестал строить, что дл€ творца равносильно медленной, но неизбежной смерти. ќн не успел дожить и до 65-летнего юбиле€. “ихо скончалс€ в своей еще более сузившейс€ после «уплотнени€» квартирке на ѕушкинской и был тихо похоронен на старом кладбище –остова, на месте которого сегодн€ буйным цветом цветут конструктивистские коробки «хрущевок» и «брежневок».

√ригорию ¬асильеву повезло — больша€ часть созданных им зданий сохранилась до наших дней. ѕочти все они сегодн€ объ€влены пам€тниками архитектуры и охран€ютс€ государством. ∆аль только, что хот€ бы на создание пам€тной доски на доме ’удожника, украсившего –остов и область гениальной «музыкой в камне», которую тиражируют тыс€чами открыток в рекламных буклетах, у нынешних властей средств не отыскалось.


јвтор: —ергей  исин